covermotiv

Коммуникабельным людям живется легче, это очевидно. Мы живем в социуме, постоянно общаемся на разных уровнях с самыми разнообразными личностями. Находить общий язык с каждым встречным – это, конечно, уже дар, особый талант. А вот научиться подбирать нужный тон и слова, держать «лицо», приобретать новые знакомства, всегда сохранять вежливость и не пасовать в конфликтных ситуациях может каждый. Как любой навык, способность к легкому и приятному общению целесообразней прививать с детства.

 

Игра – это серьезно!

Ребенок не готовится к жизни, он живет здесь и сейчас, и каждый миг наполнен для него смыслом. Игры для малышей не только и не столько развлечение, сколько познание себя и мира. Но далеко не каждая игра способствует развитию коммуникабельности. Если ваш малыш без труда идет на контакт, МиpСоветов разделяет вашу радость и гордость! Иначе же, давайте играть!

Ролевые игры как нельзя лучше способствуют навыкам общения. Примеряя на себя разные «маски», ребенок учится смотреть на вещи с разных позиций, оценивать себя и окружающих, выделять отдельные черты из общей картины. Самый простой и известный вариант – «дочки-матери», и масса импровизаций на эту тему: семейный ужин, папа на работе, школа, детский сад, посещение магазина или зоопарка.

Театрализованные представления. Устраивать дома мини-спектакли – отличная традиция! Это раскрепощает, дает свободу для творчества. Пусть поначалу малыш участвует как пассивный зритель, это так или иначе обогатит его словарный запас и укрепит память. Особенно, если выбрано уже знакомое действие. К примеру, ребенку уже читали или рассказывали сказку «Три поросенка», а теперь мама воспроизводит это на импровизированной сцене. Постепенно вовлекайте его в игру, вспомните, как это делают профессиональные актеры: задавайте наводящие вопросы, загадывайте загадки, сделайте вид, что забыли продолжение.

Настольные игры, состязания всякого рода. Это не только тренирует усидчивость или волю к победе. Самые маленькие, начиная «бороться», знакомятся с правилами и сталкиваются с необходимостью им подчиняться. Очередность хода, цель игры, результат – все это нужно втолковывать мягко и методично. Возможно, на первых порах ребенок будет психовать из-за проигрыша или желания изменить условия игры. Поддаваться можно и нужно, создавая ситуацию выигрыша, повышая уверенность карапуза в себе. Но в остальном будьте тверды – соблюдайте правила.

 

Физиология и общение

Казалось бы, какая связь? А знатоки утверждают, что самая непосредственная, и объясняют просто: мышечная активность дарует чувство свободы, уверенность в своих силах, чем меньше зажимается ребенок физически, тем больше открыт как в плане эмоциональном, психологическом, так и в душевном. Раскованность в движениях достигается спортом (плавание наиболее универсально, а вообще надо смотреть и выбирать персонально и в зависимости от возраста). Попробуйте.

Веселая гимнастика. Вместо банальных приседаний или наклонов – ползущие удавы, скачущие зайчики и передвигающиеся на четвереньках мартышки. Эти упражнения направлены не только на формирование координации, памяти, внимания, но и фантазию развивают. Предложите малышу самому придумать движения, свойственные какому-либо зверьку или птице. А может быть, ему больше понравится изображать самолет или бульдозер, копающий яму?

Игрища с мячом. Его можно катать, кидать, пинать, на нем можно скакать, им можно забавляться бесконечно! Координируйте действия вашего «вечного двигателя и прыгателя», а тихоню побуждайте к такому активному времяпрепровождению, завлекайте призами.

Занятия, где используется мимика и жестикуляция. К примеру, пантомима: сначала вы изображаете медведя, а ребенок угадывает, потом меняетесь ролями. Для старших ребятишек подойдет игра «Ассоциации», где с помощью языка жестов и различных мимических движений водящий обыгрывает какое-либо слово или ситуацию. Подобные развлечения гарантируют всеобщее веселье, эмоциональную разрядку, сплоченность.

 

Мир взрослых

Вовлекая кроху во взрослую жизнь, придерживайтесь золотой середины. Возможно, кто-то самоуверен настолько, что без помощи мамы заговорит с продавцом или с воспитателем. Другой будет зажат до последнего. Первого не стоит одергивать, но важно сделать внушение позже (чтобы впоследствии не нарваться на постоянное перебивание и завышенную самооценку), а второму, вместо того чтобы подталкивать, гуманней и эффективней подать пример, заговорить вместо него. Создавайте ситуации позитивного общения:

  • на площадках предлагайте поинтересоваться, как дела у знакомого Васи или Наташи, рассказать, чем занимался на выходных. Это можно делать не напрямую, а через родителей товарища. Пары фраз вполне достаточно, чтобы маленькие друзья в следующий раз не только здоровались и прощались, а делали попытки к диалогу;
  • в магазине спросите, что малыш хотел бы купить, и сделайте так, чтобы свой выбор озвучил продавцу. Если крошка не в силах преодолеть застенчивость, не корите его и не высмеивайте ни в коем случае. Просто на выходе, уже оставшись наедине с ребенком, попросите высказать свои пожелания еще раз: «Ты хотел сок? А какой именно? Яблочный? А давай подумаем, что купим в следующий раз. Ты поможешь маме выбрать? А что мы скажем продавцу?». Также действуйте в гостях, в кафе, театрах и музеях. Постепенно передавайте инициативу в руки дошкольника. Внимание: не давите, но и не позволяйте слишком многого!

 

Общение на равных

И все же самое трудное, хотя одновременно и самое естественное – общение со сверстниками. Острые моменты, ссоры, выяснения отношений – это отдельный разговор. Мелкие стычки в детском коллективе происходят вообще на каждом шагу. Учите ребенка адекватно смотреть на вещи, не раздувать из мухи слона, вместе с тем, не позволять себя принижать. Разумеется, многое детеныш берет из семьи, копирует манеру речи у родителей, и если между родными царят уважительные отношения, это послужит хорошим фундаментом для коммуникативных навыков. Однако от окружения тоже зависит немало, как и от конкретного психологического типа. Держите под контролем и то, и другое, корректируйте сообразно собственному представлению. Но до поры до времени. Если 3 летнему малышу в порядке вещей делать замечания на площадке, например, относительно его тона, грубых слов, со школьником уже поможет только индивидуальная беседа позже. То же самое в плане новых знакомств: детсадовцу можно предложить подружиться с кем-то, вовлечь в беседу, а дети постарше сами выбирают компанию. Не вмешивайтесь в ход игры, если нет серьезной опасности. Не перетягивайте одеяло на себя, выступая в роли аниматора. Позвольте ребенку быть самим собой и проявляться в кругу ровесников так, как он считает нужным. А работу над ошибками проводите дома, в спокойной обстановке и с учетом характера.