0 52d6f 763ca5ee XL

Начнём с вопроса — что такое оккультизм? Это слово употребляли в самых необычных значениях, зачастую злоупотребляя им. Е. П. Блаватская однажды определила оккультизм как изучение ума в природе, подразумевая здесь под умом вселенский ум или божественный разум, а следовательно — изучение трудов Бога во вселенной и исследование всех энергий, которые, исходя из этого духовного центра, действуют в окружающих нас мирах.

Это изучение жизненной стороны вселенной, то есть той, из которой всё происходит и всё формируется — взгляд сквозь иллюзорную форму на ту реальность, которая её оживляет. Это изучение того, что лежит в основе всех явлений, и прекращение ослепления теми видимостями, которые постоянно меняются и вводят нас в заблуждение; это проникновение через завесу майи и восприятие реальности, единого Я, единой Жизни, единой Силы, того, что во всём, и в чём пребывают все вещи.

Таким образом оккультизм в истинном смысле этого слова тождественен тому видению, о котором говорится в Бхагавад-гите, где Кришна заявляет: «Тот, кто видит меня (то есть Единое Я) во всём, и видит всё во мне, тот воистину видит». Такое изучение… должно обязательно означать развитие в наблюдателе высших духовных способностей, ибо лишь духом может быть познан Дух. Мы постоянно говорим о доказательстве тех или иных духовных вещей, но не может быть истинного подтверждения духа, кроме как через дух. Подтверждения интеллектуальные, эмоциональные и чувственные не годятся, когда мы имеем дело с реальностью Духа. И как было верно сказано в одном из великих индийских писаний, не может быть в полном смысле свидетельства о Боге, кроме веры в Дух, ибо лишь дух сроден ему, и будучи им самим, может его коснуться и узнать.

И теперь, взглянув в этом свете на истинный оккультизм, и уразумев, что никто не может быть в полном смысле слова оккультистом, кроме тех, в ком развита и действует духовная природа, нам следует научиться отличать истинный оккультизм от очень многих проявлений, выступавших под этим именем в прошлом и действующих среди нас сегодня. Но отделяя все эти формы так называемого оккультизма, нам нужно отличать среди них те, которые в некотором смысле можно назвать ступенями к оккультизму истинному, и которые были предназначены теми, кто дал их, для содействия прогрессу. Другие же формы, в действительности не относящиеся к оккультизму в истинном смысле слова, те вещи, которые Блаватская однажды назвала «оккультными искусствами», и которые, похоже, заключают в себе всё, что люди обычно и считают оккультизмом — это искусства, в которых используются некоторые силы природы и развиваются способности, относящиеся к тем планам, которые ниже духовного, поскольку существуют миры, которые выше того, что мы называем физическим, но всё же ниже духовных областей. Развитие некоторых способностей приводит человека в соприкосновение с ними, позволяя ему управлять этими силами и их использовать. Есть почти мириады таких умений и линий обучения, которых никакой настоящий ученик и искатель высшей истины, размышляя об оккультизме, никогда к нему не отнесёт.

Истинный же оккультизм (…) подразумевают развитие духовной природы. Говоря о её развитии, мы сразу же должны признать, что для большинства из нас это дело будущего, однако мы можем начать работать для него уже сегодня. Для истинного прогресса имеет огромную важность то, что мы распознаем природу этого развития и будем для него трудиться, а не потратим много времени — возможно, много жизней, — неверно её поняв и блуждая по ошибочным путям и заходя в тупики. Развитие духовной природы должно последовать за очищением низших составляющих нашей природы, и это один из важнейших моментов, который нужно осознать. Мы должны быть эмоционально и интеллектуально чисты и на определённой стадии по меньшей мере достичь полного устранения личности, прежде чем в пределах нашей досягаемости окажется что-либо, достойное названия духовного прогресса.

Никакое интеллектуальное развитие — хотя я вернусь к этому, так как нисколько не хочу приуменьшать ценность этого самого необходимого направления человеческого роста — само по себе не может вызвать рост духовной природы. …То, что мы называем интеллектом — это анализирующий, разделяющий и изолирующий принцип. Сама цель его эволюции состоит в построении индивидуальности, и корень его лежит в ахамкаре — той способности, которая создаёт «я». Это то, что ограничивает, определяет, отделяет, отсекает человека от любого другого, создаёт скорлупу самости, которая совершенно необходима на одной из стадий эволюции, будучи элементом нашего роста в этом мире. Это стадия, через которую должно пройти всё человечество, но которая сама по себе создаёт все те иллюзии, которые дух превосходит, и придаёт отдельному «я» кажущуюся ощутимость и реальность. Этому «я» присущи зависть и антагонизм, оно стремится всё захватить и настраивает себя против других. Таким образом, этой интеллектуальной способностью представлено в нас то, что мы могли бы назвать самим первоначалом иллюзии.

Как бы ни было необходимо интеллектуальное развитие, в данный момент оно находится в антагонизме с развитием духовным, ибо последнее означает распознание Единого Я и проявление его деятельности. Сначала это происходит в той оболочке, которая была образована интеллектом, а затем она превосходится и достигается осознанное единство с целью нашей человеческой эволюции. Именно поэтому мы относим единство человечества к духовной области, и именно ради этого провозглашаем братство людей как духовную реальность — ведь Дух един, и лишь когда единство распознано и осознано, а не только принято умозрительно, развитие духовной природы становится достижимым.

Нам следует усвоить, что мы — не интеллект, но должны использовать интеллект в качестве инструмента; что мы — не отдельное я, а Единое Я, живущее во всём. Такова цель нашей эволюции, конец нашего пути, и потому оккультизм, то есть изучение и развитие духовной природы, должен полностью превзойти интеллектуальное развитие.

Всегда нужно помнить, что Дух никогда не может быть выражен в понятиях интеллекта, что Единое не может быть усвоено в понятиях многого, и что всякое интеллектуальное представление духовных истин неизбежно будет частичным и несовершенным, и как часто говорилось, должно быть уподоблено цветному стеклу, через которое рассматривается белый свет. Луч проходит через призму интеллекта, которая расщепляет белый луч Духа, показывая его в разных цветах расходящихся лучей, каждый из которых сам по себе не является совершенным. Интеллектуальный взгляд — это взгляд лишь частичный и односторонний, и такой взгляд, как бы он ни помогал человеку умозрительно увидеть кое-что из возможностей высшей жизни, никогда не позволит ему по-настоящему осознать её или дать настоящие знания, которые приходят лишь через развитие духовной природы.

…Как нам часто приходится убеждаться, исследуя прогресс, нельзя сразу скакнуть к высотам духовной жизни — мы должны взбираться шаг за шагом и использовать высшие доступные нам мысли для подчинения низших, и тогда в свою очередь не за горами будет рост этого высшего до ещё больших высот. …Устранять низшие желания высшими — это хорошая практика, несмотря на то, что эти высшие желания в свою очередь начнут казаться низшими по мере того, как мы будем над ними подниматься и постепенно в поле нашего зрения окажется более высокое совершенство.

Таким образом у этой жажды высшей жизни, у этого желания развиваться и стремления к прогрессу есть своё законное место в эволюции; и именно из рядов тех, кто это ощущает, из рядов тех, кто практикует методы, делающие прогресс возможным, и берутся те, кто способен на дальнейшее развитие. Они постепенно учатся быть выше надежды на индивидуальный прогресс и постигают, что он в полном смысле слова иллюзия и не может существовать в качестве части той Божественной Жизни, которая изливается для всех, и что никакая жизнь не является истинной, реальной и духовной, пока сама идея отдельной жизни полностью не превзойдена, пока все мысли существа, все его жизненные энергии не изливаются как часть Единого Я, и никаких размежеваний не признаётся. Тогда служение становится естественным выражением жизни, а помощь — тем способом существования, в котором чувствуется истинное бытие.

…Вряд ли стоит вам напоминать, что в то время как полуоккультизм может служить ступенью к оккультизму истинному, псевдооккультизм как правило определённо является для него препятствием. К псевдооккультизму можно отнести «оккультные искусства», в изучении которых погрязли многие подававшие надежды начинающие, сбившись с пути и потратив свои жизни зря. Геомантия, хиромантия, карты таро — всё это неплохо для тех, кто хотел бы пробраться обходными путями природы и добыть знания о её скрытых трудах. Эти науки могут быть безвредными, интересными и даже в чём-то полезными, но это не оккультизм, и их профессора оккультистами не являются. Некоторый успех в этих занятиях — а для него не требуется высоких качеств ума и сердца — может вскормить самые абсурдные претензии и тщеславие… А если эти искусства обращены на достижение эгоистичных целей или питают тщеславие, их профессор может оказаться в опасной близости к вратам левого пути.

…Есть высказывание, одной фразой передающее жизненную реальность. Там сказано, что когда человек человек становится настоящим оккультистом, он становится просто благотворной силой, действующей в мире. Люди прочитывают это высказывание среди прочих, совершенно не осознавая его смысла, и оно не действует на неготовые ещё умы и сердца со всей своей силой. И это высказывание, в нескольких словах выражающее оккультную жизнь, как раз из тех, что большинство читателей проскакивают, не осознавая его значения. Не будет ни истинной духовной жизни, ни настоящего оккультизма, пока человек по меньшей мере не признает, что единственная цель его жизни — стать силой, творящей добро в мире, и только. Он больше не будет стремиться к собственному прогрессу и искать собственной жизни, собственного развития, не будет искать, что могут дать лично ему земля, небеса, или какие-нибудь иные миры. В нём остаётся лишь одно — жажда быть полезным, лишь один мотив существования — быть каналом для великой Божественной Жизни, дабы она могла более действенно разливаться в мире людей и во всех мирах, где есть жизнь.

Ибо в действительности любое владение высшими силами, любое применение этих огромных энергий окажется в досягаемости человека лишь тогда, когда он полностью превзойдёт свою личность и научится использовать их лишь для помощи всем людям. В обычной жизни мы такое положение охотно признаём, понимая, что просто держать инструмент в руке — это одно, а уметь им пользоваться — совсем другое дело. Ручка, например, это один из самых полезных инструментов, но полезность её зависит от того, что за ум и сердце стоят за ней, и от искусства владения ею — в руках маленького ребёнка от неё не больше проку, чем от любого куска дерева, с которым он играет. Во многом так же обстоит дело и с теми, кто пытается овладеть силами сверхфизического мира, не подчинив свою низшую природу, не устранив личных желаний и не посвятив себя всецело божественному служению. Они действительно берутся за инструмент, который может быть использован для самых высоких и благородных целей, но если их духовная природа ещё не развита, инструмент не может исполнить своё высшее назначение и теряет свои самые благородные возможности. Однако здесь есть и особенность — тогда как ручка в руках ребёнка сравнительно безвредна, эти силы в руках того, кто не устранил ещё свою личность, может стать источником опасности и для него, и для других, а также вести к замедлению прогресса человечества, вместо того, чтобы вести человечество вверх.

Вот почему некоторые из нас, изучив пока лишь азбуку этих великих истин, столь нажимают (даже наводя тоску, как могут некоторые из вас подумать, слушая меня) на то, что нравственное развитие должно предшествовать всем попыткам оккультных исследований. Е. П. Блаватская дала нам тот же урок, сказав, что совершила ошибку, преподав часть азбуки оккультных знаний, не настояв на том древнем правиле, что нравственный рост должен предшествовать оккультному обучению, и что характер должен стать чистым, высоким и духовным, прежде чем кто-либо может отважиться положить руку на засов оккультных врат.

Так что наш долг — тщательно заботиться о том, чтобы развитие характера предшествовало всяким попыткам приобретения сил, и чтобы чистота, бескорыстие, преданность делу и крайнее самоотречение уже были нашими чертами, прежде чем мы вступим на ковчег оккультизма, ибо без них всякий успех обернётся поражением, и всякая попытка обречена на неудачу. И непременно лучше для нас, если мы научимся этому на опыте прошлого, чем на собственном горьком опыте и страданиях.

Лучше узнать это, доверившись авторитету Великих Учителей, вновь и вновь провозглашающих этот урок, чем получать его в страданиях, которые последуют, если мы схватимся за эти силы прежде, чем будем готовы к их применению, сорвём плод познания, прежде чем он созреет для нас, попытаемся командовать, прежде чем научимся послушанию, и попытаемся схватить руками могущественные силы духовного царства, прежде чем усвоим главный урок Духа — что лишь в даянии проявляется дух, и лишь в полном самопожертвовании можно обрести истинную жизнь.

Ведь как сама Божественная Жизнь в проявлении своём даёт всё и не просит ничего взамен, так и те, кто стремится к единству с ней и хочет осознать, что такое духовная жизнь, должны научиться давать, а не брать, помогать, а не придерживать для себя, и не искать и не ожидать ничего взамен. Лишь усвоив это, станем мы пригодными кандидатами на получение высшего знания, и лишь когда сердце совершенно чисто, мы можем отважиться предстать перед Учителем, надеясь, что «взглянув в это сердце, он не найдёт там ни пятнышка».

Поделиться: