f461516009d9a0744de62317159474f3

Современные родители нередко впадают в крайности в вопросах образования и воспитания. Мода на развивающие занятия для карапузиков растет не по дням, а по часам, а с другой стороны, многие не понимают такого стремления обучать ребенка с пеленок. «Оставьте малыша в покое! Вы лишаете его детства!» – подобные фразы нередко можно услышать на детских площадках, где мамочки делятся достижениями своих чад.

Буквы окружают нас повсюду, и знакомство с ними не принесет ничего, кроме пользы. Только одно жесткое правило: не навязывайте знания! Читателям МирСоветов, которые готовы расширить кругозор и удовлетворить природную любознательность своих крошек, советую опробовать несколько вариантов изучения азбуки.

 

Вкусные буквы

Такой алфавит можно предложить малышу уже в полтора-два года. Речь только развивается, но зато бутуз интенсивно исследует мир основными ему доступными способами: на вкус и на ощупь. Воспользуйтесь этим! Превратите обыденную трапезу в веселый урок, украсив кашу ягодками, сложенными в виде гласной буквы. Мы начинали с «О». Гласные звуки в любом случае освоить проще, так что сын с удовольствием повторял за мной, напевал. Возможно, ваш выбор будет другим, но в любом случае рекомендую сначала «раскусить» один знак алфавита, как следует распробовать, прежде чем переходить к следующему.
Буквы легко «состряпать» и на обед, и на ужин, достаточно только сформировать их на основном блюде. Это может быть веточка зелени, выложенная кружком, фигурные овощные и фруктовые кусочки в салате. А в качестве десерта можно использовать печенюшки «Алфавит», складывать азбуку из соломки, сухофруктов, мармелада, сухариков.

 

«Ручные» буквы

Для таких сгодится любой материал, который лепится: соленое тесто, пластилин, мокрый песок. Как уже упоминалось выше, детям важны тактильные ощущения. Дайте возможность насладиться буквами, помять, раскатать. Покажите, как легко пластилинового червячка сложить в ту же букву «О» и так же просто она появляется на свет с помощью обычного песочного ведерка. На песке азбуку можно не только рисовать, но и вылепить.
А с пластилином вообще много самых разнообразных игр в буквы. Приделайте им ножки и пусть ходят друг другу в гости. Или нарисуйте любую букву, а ребенок пусть заполнит пустые места пластилином, т. е. повторит очертания. Вылепите известного малышу зверька, например, ежа, и на колючке ему пристройте букву «Е». По такому принципу можно слепить целую «живую» азбуку.
Хороши «на ощупь» и магнитные буквы, только не те, что изображены в квадратиках и кружочках, а фигурные. Пусть ребенок собственноручно убедится, что все они разные. Если возникнет интерес, называйте и проговаривайте каждую букву. В противном случае, так и остановитесь пока на одной, чтобы избежать путаницы.

 

«Родные» буквы

Ассоциации, появляющиеся у малыша при виде букв, должны быть исключительно приятными. И понятными. Масса книг, пособий, электронные азбуки кому-то помогут, а кого-то оттолкнут именно из-за незнакомых предметов. К примеру, к замечательным стихам на эту тему иллюстрации могут попасться такие, что маленький буквовед даже не поймет, о чем речь. Так что на начальном этапе было бы разумней самостоятельно изготовить «книжку» или плакаты с буквами и картинками. Оригинальным вариантом мне показалось использование семейного альбома. Для младшего сына мы вместе со старшим сотворили такой, где рядом с фото красочно изобразили соответствующие буквы: М – мама, П – папа, Б – бабушка, Т – тетя. И так далее.
Игра увлекла настолько, что следующий поход в зоопарк обогатил коллекцию снимков и, соответственно, дополнил алфавит.
Кроме того, мы фотографировали автобусы, магазины, деревья, детскую площадку, на которой сын привык проводить время. Таким образом, все, что окружает малыша в жизни, оказалось «запротоколировано». Алфавит растет вместе с ним.
Вместо фотографий, разумеется, возможно, сделать рисунки, главное, чтобы ваш ребенок узнавал картинку.

 

Все, что под рукой

Ненавязчиво, будто для собственного удовольствия, складывайте буквы из камней, веточек, конструктора. Рисуйте и вырезайте их. Дома можно устроить своеобразную песочницу: в большой поднос насыпьте манную или кукурузную крупу и, кроме других увлекательных игр, изображайте алфавитные знаки. Еще приведу пример одной из любимейших забав детворы: на яркий лист картона наносим клей в виде любой буквы (также и другие рисунки, фигуры), а малыш сверху посыпает мелкую крупу (гречку, рис, ту же манку). Отряхнем лишнее, остается оригинальное изображение. И для пальчиков хорошо – мелкая моторика развивается и воображение растет. Вообще необычные материалы и формы запоминаются куда ярче – это научно доказано специалистами, да и время проходит весело на таких «уроках».

 

Лото и другие игры с буквами

Естественно, в продаже имеется лото с азбукой. Пренебрегать им не стоит. Но если вдруг именно иллюстрации попадутся неудачные, незнакомые малышу, для самостоятельного изготовления подобной игры понадобится лишь цветной картон и полчаса времени. Изобразите буквы как можно проще. В процессе повторяйте их звучание.
В других настольных играх – бродилках, домино – тоже уместны знаки алфавита. Замените ими фишки или заклейте старые, надоевшие точки на домино.
У вашего малыша наверняка есть плюшевые любимчики или любимцы из другой серии игрушек, словом, те куклы или машинки, с которыми он буквально не расстается. Возьмите их в «сообщники». На мягкой игрушке можно вышить букву, на машины буквы можно грузить, барби повесить подобие бейджика. Разнообразьте свой досуг, вариации на тему алфавита бесконечны.

Хочу обозначить еще несколько общих моментов, значимых в знакомстве маленьких детей с азбукой. Буквы стоит не просто называть, а как бы напевать, тянуть голосом. Такой метод взят из популярного пособия «кубики Зайцева» и оправдывает самые смелые ожидания. Большинству ребят нравятся и речевки с буквами, и песенки, и односложные «мычания» и «беканье».
Приложите усилия для того, чтобы буквенные обозначения повсеместно встречались ребенку. На первых порах пусть они будут выполнены в одном стиле, подбирайте пособия, плакаты, магниты и кубики примерно одинакового изображения. Иначе идентифицировать их малышу будет сложно. Картинки добавляйте постепенно, разнообразие тоже вносите не сразу. Вовлекайте ребенка в распознавание букв: и дома, и на улице. Допустим, на номерах автомобилей, остановках, рекламных щитах. Главное, конечно, не давить, придерживаться золотой середины, и чувствовать настрой «ученика».