avessalom-podvodniy

Нас сейчас интересует, в эпоху Водолея, соотношение традиционно понимаемых религии, оккультизма и науки. Как дальше эти ветви знаний будут соотноситься?

— Это тема для многотомного сочинения. Как мне представляется, первое, что будет характеризовать переход к эпохе Водолея — это кардинальный пересмотр проблем отношений личности и коллектива. Сюда же относится и такая вещь, как отношение к истине. Истина очень четко делится на истину объективную (социальную) и истину субъективную (истина для индивидуума). Говоря о религии, я считаю, что религия есть часть культуры народа, и идея слияния религий, в этом смысле, совершенно не представляется мне истинной. Есть такое понятие, как мировая культура (и какие-то отдельные вещи входят в мировую культуру, допустим, произведения искусства), но все-таки всегда есть понятие «национальной культуры» как некоторого единого целого, и поэтому у каждой нации всегда будет своя религия. Если даже в соседней стране исповедуется похожая религия, между ними будет довольно существенная разница, по крайней мере, в рамках национального самосознания.

С другой стороны, есть вещи, которые стоят над религией — например, это религиозная философия. И по части религиозной философии возможно определенное объединение. И сюда же, по-видимому, можно отнести и философию науки, и философию астрологии.

Религиозная философия, в каком-то смысле, находится над религией (в том смысле, что она рассматривает религию как объест изучения), но в некотором другом смысле она находится глубоко под религией. И астрология находится глубоко под религией. В каком смысле? В том, что религия отвечает на самые важные для каждого человека вопросы: «Зачем я пришел в этот мир? Каков мой главный жизненный идеал? К чему я должен стремиться?» На эти вопросы астрология не отвечает. Философия тоже. Астрология и философия дают некоторый язык, на котором может быть выражен идеал. Но они не дают человеку «стрелки компаса». И когда к астрологу приходит клиент и говорите «А теперь скажите мне, какова моя жизненная миссия? Какова главная цель моей жизни?», то, строго говоря, астролог в этот момент как бы уходит, а на место астролога внутри консультанта выходит духовный учитель. И если астролог берет на себя эту миссию, то он, следуя гороскопу, иногда может что-то сказать. Но главное при этом, может ли он в принципе выступать как духовное лицо. И я считаю, что астрология как инструмент психологического познания человека настолько сильна, что практически любой человек, который занимается гуманитарными вопросами, начиная, допустим, с писателя и, кончая экономистом, который интересуется, казалось бы, не вполне психологическими вопросами, должен как-то учитывать небесные констелляции.

Теперь, что касается противоречий, которые есть между религией и астрологией. Вопрос этот правильнее ставить так: есть противоречия между некоторыми воззрениями определенных религиозных организаций и конкретными астрологами.

— По сути, можно говорить о конфликте между церковью и астрологией…

— Даже не между церковью и астрологией, а между церковью и отдельными астрологами, которые берут на себя те роли, которые церковь предназначает исключительно для себя. Дело в том, что астрологию можно использовать по-разному. И даже такая наиболее известная и наиболее сомнительная ее часть, как предсказательная астрология, может использоваться совершенно по-разному. В средние века, например, астрологии отказывали в праве на существование, потому что она предсказывала затмения (а это считалось прямым вмешательством в дела Бога, потому что только Бог знает, когда будут затмения). Сейчас, тем не менее, астрономию никто не противопоставляет религии. То же самое можно сказать про предсказательную астрологию. Астролог может давать прогноз общего порядка (такой, который нужен и желателен каждому человеку и которым каждый человек занимается, планируя дела, допустим, на следующую неделю, на свой отпуск). В каком-то смысле, предвидение будущего, определенные прогнозы — это часть жизни абсолютно любого человека, любой организации. Другое дело, что слишком конкретные предсказания мешают человеку жить и творить его собственное будущее. Определенная свобода воли в неопределенности будущего всегда должна быть, и если астролог (или любой другой предсказатель) вмешивается в этот субъективный план, то он, естественно, ведет себя неэтично.

С другой стороны, сами астрологи признают, что если имеется негативное предсказание и вовремя принять меры, то событие не произойдет. Это распространенное мнение и оно означает, что предсказания астрологов тоже не являются абсолютной истиной. Слава Богу, что так. Но то, что астрология в принципе противоречит религии — я с этим не согласен, во всяком случае, противоречит не больше, чем метеорология. Бог творит мир, но не просто так, чисто случайно, хаотично, а вместе с определенными законами. Астрология эти законы изучает. Поэтому астрология находится гораздо ниже религии в этом отношении. Астрология описывает определенные закономерности существования мира (поскольку эта наука гуманитарная, нельзя говорить о точных законах).

Является ли астрология наукой или нет? Часто, и с большим нажимом задают этот вопрос. С моей точки зрения, астрологию с полным правом можно назвать гуманитарной наукой. Является ли психология наукой, вопрос, на самом деле, довольно острый, потому что сам объект психологии довольно-таки расплывчат. Это план психологический. То же самое можно сказать про событийный план. Если мы переходим на представление об индивидуальности — человек как микрокосм — то вопрос о том, что есть событие для него, становится глубоко психологическим моментом. И часто то, что было для него грандиозным событием, осознается много лет спустя. Теперь спрашивается, когда все-таки произошло событие — когда оно физически произошло или когда он понял, наконец, что это было такое. Часто бывает, что внутреннее событие внешне никак не выражается и бывает наоборот: например, такое грандиозное событие, как женитьба, в жизни может никак, практически, не прозвучать. Поэтому можно говорить об астрологии как о гуманитарной психологической науке, которая помогает человеку жить и ориентироваться в обществе, но у которой, естественно, есть свои ограничения. Проблема видения другого человека, проблема видения будущего и себя, и государства хотя бы в общих чертах. Эта проблема решается вне зависимости от инструментов, которыми человек пользуется, а в зависимости от его собственного уровня развития, от его профессиональной компетенции в гораздо большей степени. Поэтому, мне представляется, что в будущем у астрологии будет такая же судьба, как у программирования. Когда только-только появлялись первые ЭВМ, то был страшный бум. Казалось, что программисты могут делать абсолютно все и теперь не будет ни экономистов, ни филологов, ни врачей, а будут программисты, все считающие. Потом потихонечку все стало на свои места и выяснилось, что врачи (и экономисты, и все остальные), которые хотят использовать программирование, должны сами честно его учить. Тоже самое с астрологией. Фактически, все люди гуманитарных профессий, вероятно, будут иметь какое-то представление об астрологии (не только о солнечных знаках, но и о гороскопе в целом) и в той степени, в которой они к этому предрасположены, будут это использовать (кто-то больше, кто-то меньше).

— Можно ли говорить о том, что будущее астрологии лежит в развитии ее как языка, а не как идеологии?

— Я с вами совершенно согласен. Что касается идеологии, т. е. философии астрологии, то она, вероятно, тоже получит свое развитие и будет представлять большой интерес для профессиональных астрологов — людей, которые будут заниматься астрологией как символизмом. Но их, как мне кажется, будет не так много. В основе будут, все-таки, лежать идеи прикладной астрологии.

— Как вы относитесь к тому, что астрология как была, так и останется оккультной дисциплиной? Что все равно останется круг людей, которые будут заниматься серьезными принципами, на основании которых астрология строится, а какая-то часть астрологии просто войдет в культуру и все гуманитарные специальности будут потихоньку ей пользоваться? Или же астрология полностью выведет себя в социальный пласт и не останется никакой эзотерической активности астрологов?

— Опять-таки это вопрос о приложениях астрологии. Астрология интересовала и всегда будет интересовать мистиков, оккультистов в узком смысле этого слова, т. е. людей, для которых реальность тонкого мира гораздо актуальнее, чем для всех остальных.

А как наука (как и любая наука) она по природе своей эзотерична, т. е. она имеет свой собственный язык, который недоступен широким экзотерическим массам. Эзотеричность обычно понимается как некое тайное знание, которое доступно узкому кругу избранных, и, например, физика вполне под это представление подходит. Физики — это люди, которые знают некоторые тайны, магические формулы и с их помощью могут делать такие фантастические вещи, как мягко посадить корабль на Луну. Вещь, с моей точки зрения, совершенно невероятная, хотя я имею физико-математическое образование.

Есть некоторые люди, которые могут заниматься физикой, есть некоторые люди, которые могут заниматься математикой. Их не называют оккультистами, но, в каком-то смысле, они эзотерики. То же самое, есть люди с мистическим талантом и эти люди, как правило, называются мистиками и оккультистами. И, конечно же, они используют астрологию, потому что астрология дает ключи входа в тонкий мир гораздо более мощные, чем многие другие символизмы.

— А с чем связано такое острое неприятие астрологии именно православием? Существует мнение, что в России сейчас идеологический вакуум и некоторые силы борются за то, чтобы его заполнить. Некоторые западные астрологи считают, что в России именно астрология станет идеологией, официальной доктриной. Так вот, проявление такого негативного отношения православия к астрологии — это борьба за власть?

— Начиная со времен возникновения астрологии на Руси, она традиционно считалась находящейся рядом с чернокнижием и колдовством. Эта наука отрицалась по своему имени. И я вижу в этом в гораздо большей степени следование традиции, нежели действительно возражение против того, чем реально астрология занимается.

Что касается идеологии, то астрология не может быть идеологией в принципе. Это некоторый язык, это некоторое техническое средство. Это для меня звучит так же, как если бы кто-нибудь сказал, что современная химия станет идеологией российского общества. Это нереально. Другое дело, что само изучение астрологии предполагает определенную философскую культуру. И в той философии, которая стоит за астрологией, вероятно, проглядывают контуры будущего, какой-то общей гуманитарной философии эпохи Водолея. Мы сейчас можем только догадываться об этом. И здесь я вижу для себя очень многое. Универсальная концепция человека, которую я пытался разрабатывать в серии «Каббалистическая астрология» — это была попытка, пользуясь астрологическими терминами, дать некоторую картину всех проявлений человека, и астрология здесь оказала очень большую помощь и поддержку. Думаю, что и другим людям она помогает именно в философском плане, хотя не так прямолинейно, как это кажется.

Есть разные входы в астрологию. Некоторые входят по Нептуну, как мистики. Некоторые — по Урану, как гадалки. А некоторые — по Юпитеру — через мировоззрение. Они что-то получают, но меньше, чем им хотелось бы.

— И все-таки, как вы себе представляете будущую идеологию России?

— Идеологию России или ту идеологию, которая придет через Россию? Это разные вещи. Я не вполне понимаю, что значит «идеология России». Я чувствую определенную гуманитарную концепцию, которая сейчас набирает силу в России, которая впитывает в себя и некоторые западные элементы и некоторые восточные элементы. И, может быть, в России действительно произойдет синтез философии (о чем писал Андреев, то, что он понимал под «стеблем Розы мира» ). У России, безусловно, есть возможность внести вклад в создание новой философии. Но что касается России как государства, то я не думаю, что в ней возникнет централизованная идеология, которая займет место марксизма-ленинизма.

— Кто-то подходит к религии, к Богу с сознательной стороны, а кто-то — с бессознательной. Динамические факторы астрологии, сам гороскоп как некая фиксация момента рождения, по сути являются проявлениями Божьей воли по отношению к этому индивидууму. И принимая свой гороскоп (в соответствии со своим уровнем развития), человек следует этой Божественной воле. Вы придерживаетесь этой мысли или астрология не является столь высоким проводником?

— Астрология — это, строго говоря, наука. Точнее говоря, гуманитарная наука.

Это наука в очень большой степени феноменологическая. Она указывает на то, что происходит с человеком. Например, в одной хорошей астрологической книжке астролог говорит, как он работает с психологами. «Когда ко мне приходит психолог, я смотрю на карту его клиента и говорю: «Копай там и там». Он начинает копать и это экономит ему много месяцев работы». Это очень точное описание астрологии. Она дает помощь любому человеку, как атеисту, так и верующему. Большинство верующих людей считает, что Бог создал эту Вселенную, в частности. Он создал планеты и законы природы (и в число этих законов входят астрологические закономерности). Тогда, естественно, можно считать, что Бог послал меня в этот мир и дал мне такой темперамент, который соответствует моему положению Марса, его квадрату к Венере, к Юпитеру и так далее. Если я в принципе человек верующий, то я, естественно, приму те особенности моей психики или физического тела, с которыми я родился. И если я их лучше пойму, то это поможет мне лучше реагировать на те же самые транзиты. Я понимаю так, что Бог посылает мне какое-то испытание, которое отражается, допустим, в напряженных транзитах. Если карта помогает мне лучше справиться с этим испытанием, то она не должна входить в противоречие с моим религиозным чувством. Санкция на занятия астрологией у религиозного человека должна быть изнутри, т. е. его религиозное чувство должно ему сказать: это твое (или наоборот: это не твое и лучше туда не ходи). А если мое религиозное чувство не противоречит моим занятиям астрологией, тогда я могу, пользуясь ее законами, получать вполне конкретную пользу — тут нет никакого противоречия. Так же, как мое религиозное чувство может запрещать мне слушать прогноз погоды, а может не запрещать. Это вопрос, который каждый человек решает сам для себя. Я знаю верующих людей, которые используют астрологию, и у них нет внутреннего конфликта на эту тему.

— Ваше мнение по поводу путей развития астрологии? Как, по-вашему, она будет трансформироваться в обществе и сама по себе как наука в эпоху Водолея? Какие тенденции возобладают? Будет ли она отличаться от астрологии, скажем, средних веков?

— Как мне представляется, астрология — одна из самых динамичных наук. Астрологические символы меняют свое значение совершенно одновременно с тем, как развивается цивилизация. Если поражение Марса в XVII-ХVIII веках было для человека, фактически, фатальным (пораженный Марс в VIII доме однозначно интерпретировался как насильственная смерть), то сейчас, когда человек научился справляться со своими агрессивными инстинктами, и есть такое понятие, как психологическая работа над собой, Марс автоматически перестает быть такой угрожающей планетой. Тоже самое можно сказать и о Сатурне, и высших планетах. Как только произошло более глубокое осознание природы человека (вспомним работы Фрейда и Юнга, в первую очередь) — моментально изменили свой характер астрологические символы. И сейчас происходит такая же грандиозная смена менталитета, так как вперед выходит человеческий фактор. Оказывается, человек и человеческое сообщество — это совсем не то, что мы раньше думали. И скрытые возможности человека оказались несравненно выше, чем предполагалось, и представление о человеческом обществе, коллективе, взаимосвязи человека с коллективом сейчас тоже подвергается очень сильной трансформации. Это означает, что меняются интерпретации планет и всего гороскопа в целом.

В какую сторону это идет? Тут нужно быть специалистом по культуре. Каждый человек мыслит по-своему. Мне кажется, что сейчас в культуре идет процесс усвоения корпускулярно-волнового дуализма, который в физике в какой-то момент возник, и сейчас накладывается на всю культуру. Каждому явлению будут соответствовать две модели: одна волновая, а другая корпускулярная. И, соответственно, с одной стороны пойдет процесс уточнения и «квантования» астрологических интерпретаций (т. е. то, что раньше описывалось нептунианскими категориями, достаточно неопределенными, будет описываться по-сатурновски четко), а с другой стороны то, что описывалось совершенно четко и определенно, получит волновое (нептунианское) описание. И человек, в зависимости от обстоятельств, сможет пользоваться как одним, так и другим.

И второе — выделение совершенно конкретных ветвей астрологии применительно к разным гуманитарным наукам.

— Существуют спекуляции по поводу неоткрытых планет; Прозерпины, Трансплутона и остальных. Какие принципы еще не нашли своего воплощения в открытых планетах?

— Астрологи надеялись на открытие Вулкана, но Эйнштейн, как известно, объяснил отклонение солнечных лучей теорией относительности, после чего Вулкан был как бы закрыт. И до тех пор, пока теория Эйнштейна не будет сменена какой-то другой концепцией, шансов на открытие Вулкана, как я понимаю, мало. Что касается Прозерпины… Конечно, астрологам хочется, чтобы планет было 12, и это понятно, но их еще надо заработать.

— В этом и вопрос заработало ли человечество еще один принцип?

— Не знаю. Что касается меня лично, то я представляю, что пойдет более плотное изучение тонкого мира. Наука признает существование того, что в оккультизме называется эфирным телом. Это то, что сейчас активно изучается как биоэнергия, аура. Это будет не то, чтобы доказано, но, по крайней мере, общепризнано (может быть, следующим поколением ученых, потому что научные парадигмы, как известно, уходят вместе с поколением, их несущим). Я вполне допускаю, что изучение тонкого мира начнется с помощью полубиологических, полумеханических приборов. И тогда материализуется понятие эгрегора как тонкого аналога человеческого коллектива: отчетливого коллектива (семья, этнос) или скрытого, более диффузного коллектива (сообщество ученых, занимающихся данной отраслью знания). И когда это будет общепризнано, то вполне может быть, что откроют соответствующие планеты. Может быть, это будет Прозерпина, не знаю… Мне вполне хватает тех семи планет, которые мы видим невооруженным глазом. Каббалистическая астрология построена на этом септенере.

С другой стороны, когда занимаешься проблемами современного социума (не мироустройства вообще, а современными проблемами), то вполне естественно использовать те планеты (и астероиды), которые были открыты. У меня, например, Хирон вызывает большую симпатию. Это планета, которая материализует тонкий мир для людей, готовых к этому. Многие мои исследования посвящены вертикальной связи между более тонкой и более плотной реальностью. Но, все-таки, по природе своей, я более склонен работать с тем, что есть, а не с тем, что когда-то будет. В этом смысле я должен стоять на двух ногах. Изучать свойства еще не открытой планеты — это для меня примерно то же самое, что рассказывать соль анекдота.

— А как вы считаете, астрология пойдет по пути уточнения существующих основных факторов языка (знаки Зодиака, дома, планеты, аспекты), либо по пути умножения сущностей, вплоть до рассмотрения дополнительных факторов?

— Любая серьезная наука имеет достаточно развитый язык, поэтому всегда есть теоретики от науки, которые изучают самые разные, как вы говорите, факторы. В принципе, в этом ничего плохого нет. Для каждого конкретного астролога встает вопрос, где он должен остановиться. Потому что если вся карта сплошь заполнена чувствительными точками и аспектами между ними, то разобраться в этом невозможно. И вопрос стоит таким образом, что так или иначе каждый астролог, в соответствии со своим ритмом судьбы, со своими потребностями, вычленяет в астрологии какое-то множество объектов, которыми он, в основном, и пользуется. Задача его преподавателя — привить ему должный уровень культуры в этом отношении. Например, неправильно было бы интерпретировать гороскоп, исключая знаки Зодиака. Начинающим астрологам это очень свойственно. Планеты и дома как бы более реальны и проще описываются в словах. Тем не менее, любой профессиональный астролог понимает, что такая интерпретация в чем-то ущербна. Понятно, что в первую очередь нужно смотреть на планеты и знаки Зодиака. Дома — это нечто, то накладывается на них, хотя иногда хочется наоборот. Учитывая некоторое общекультурное представление, нехорошо рассматривать отдельные изолированные третьестепенные точки, не посмотрев на Солнце и Луну. Выводы, сделанные таким образом, наверняка будут ущербны или просто неверны. Но если общепринятый принцип соблюден, то у каждого астролога могут быть какие-то свои элементы. Они могут быть даже отражены в его собственной натальной карте. Если, например, в I доме у него стоит какой-то экзотический астероид, то вполне может быть, что для него он будет значим в картах других людей, и он будет на это ориентироваться. В этом ничего плохого нет.

Я, например, использую, и для меня значимы, все 4 точки орбиты Луны: Северный и Южный лунные узлы, Черную и Белую Луны. Я на них смотрю, когда интерпретирую карту, хотя они не являются планетами.

— Вы — один из немногих астрологов, который может похвастаться обширным полным курсом астрологии. Это очень тяжелая работа — написать так много и столь содержательно. Учебник охватывает практически все астрологические понятия. Каково ваше мнение, как в принципе надо изучать астрологию? С чего начинать; со знаков Зодиака, с аспектов? Как лучше строить обучение астрологии? Как вы сами ее постигали?

— У меня был определенный опыт обучения достаточно трудным вещам, я по основной профессии математик. Привычка к абстрактному мышлению плюс интерес к психологии. Думаю, что мой опыт не является универсальным. Хотя мне пришлось довольно тяжело на первых порах, потому что пришлось осваивать громадное количество совершенно разношерстной информации… Особенно меня смущало, например, что Дева — это четкое представление о физическом плане, а Стрелец — это что-то такое идеальное и как будто эти знаки Зодиака относятся к разным тонким телам. И еще меня озадачивало, что иногда дом и соответствующий знак Зодиака в описании учебников сильно похожи. Поэтому свои собственные учебники я строил так, чтобы достаточно четко раздифференцировать планы бытия, к которым относятся знаки, дома и планеты. И, по-видимому, это сыграло свою роль, т. е. когда я внутренне для себя это сделал, тогда соответствующие тексты прояснились. Вероятно, начинать изучать астрологию надо с того, чтобы человек понял, чего он, собственно говоря, хочет. Лучше всего иметь в виду какие-то конкретные потребности. И, конечно же, перед тем, как изучать психологическую астрологию, нужно иметь некоторый психологический фундамент. И определенный философский фундамент. Я не говорю, что с этого надо начинать, но, с моей точки зрения, курс астрологии без каких бы то ни было представлений о мироустройстве, на которое, так или иначе, ссылается астрология, невозможен, Если говорить о преподавании в рамках программы на несколько лет, то, безусловно, наряду с астрологией нужно включать психологию, определенные аспекты восточной философии и какие-то общекультурные вещи, которые был разработаны уже в XX столетии. Парадигму эпохи Водолея каждый человек представляет по-своему, но как-то она должна быть представлена. Что мне кажется неправильным — это представлять астрологию как абсолютно традиционные вещи. Я представляю себе Водолея, если говорить о животных, как аиста. По психологическим характеристикам он похож: летает, гордый, независимый, стоит на одной ноге… Поэтому песня «Аист, здравствуй, аист, мы, наконец, тебя дождались…» может быть отражением перехода к новой эпохе в общественном подсознании.

Вероятно, каждый человек, который преподает астрологию, должен задаться таким вопросом: как в мою внутреннюю реальность, в мой менталитет входит новая эпоха и как это отражается на моем понимании астрологии, знаков, планет? Сама эта постановка вопроса, вероятно, скажется на курсе лекций и семинаров.

— Существуют ли какие-нибудь книги по астрологии, которые на вас лично повлияли больше всего? Или, может быть, вы учились у кого-то и, если можно, назовите этого человека.

— В основном, это литература на английском языке, поскольку на русском тогда практически ничего не было. В первую очередь, книжка Дебби Кемптон Смит «Тайны из блокнота звездочета», в которой достаточно глубоко разработаны некоторые вещи и, конечно, учебник Сакоян-Эккера, хотя там наряду с массой достоинств имеется определенная путаница, например, планета в знаке нередко интерпретируется как планета в доме. Тем не менее, там масса уранических откровений, правильных прогнозов (например, там описан Плутон в Скорпионе и все, что происходило, вполне под это описание подпадает). Но в основе для меня лежало психологическое знание, мои экскурсы в психологию и, в какой-то мере, в оккультизм… Это, в частности, содержание моей первой книжки под псевдонимом А. Тихомиров — некоторое представление о структуре подсознания человека, о социуме, эгрегориальный взгляд. А астрологию я использовал (описывал) как язык, который может дать более ясное представление об этих явлениях.

— У вас есть курс астрологии, очень стройная система, связанная с управлением знаков, домов, с кульминацией в знаках, домах. Это вы почерпнули из той литературы, которую читали или это ваш собственный опыт, проверенный практикой? До сих пор не окончен спор о том, где кто кульминирует…

— Если говорить об учебниках курса общей астрологии, то там все исключительно традиционно, кроме Хирона. В натальной карте он у меня стоит в I доме (если смотреть по Плацидусу) и я его очень хорошо ощущаю. Поэтому у меня были некоторые основания для его определения. Традиционно то, что Хирон относится к Тельцу и Весам (я его поставил в Тельца, но может быть со временем он в большей степени окажется управителем Весов).

Что касается кульминации и управления, то, насколько я понимаю средневековый взгляд на септенер, все управители однозначно определены. А кульминация — это более позднее изобретение. Кульминацию я воспринимаю как дополнительный штрих, дополнительный акцент. Пока я не могу сказать, что с какой-то высшей точки зрения мне понятно, что значит кульминация.

— Вы упомянули систему домов Плацидуса. А какие системы домов вы использовали и какая, по-вашему, существует разница между описаниями, которые дают разные системы домов?

— Выбор системы домов, так же как и ректификация, — это в очень большой степени настройка астролога на клиента. Чем сильнее астролог, тем в большей степени он накладывает гороскоп клиента на ритм жизни клиента. Это общеизвестное правило. Поэтому я мог бы просто сказать, что это дело вкуса. С другой стороны, многие астрологи используют несколько систем домов и, в частности, я тоже. Я сам в какой-то момент предложил систему домов, которую назвал «натуральной». Она очень просто определяется по тем часам, которые висят в комнате. Вот сейчас, например, дело идет к двенадцати, значит, сейчас Солнце идет по X дому, а ровно в 12. 00 Солнце войдет в IX дом. Вот такая социально-ориентированная система домов.

Равнодомные системы хороши или плохи тем, что они не чувствительны к куспидам домов, т. е. нет понятия соединения планеты с куспидом дома. И та система домов, которую я только что назвал, как мне представляется, имеет некоторое отношение к психологической реальности человека, чье сознание переходит в эпоху Водолея. Я, по крайней мере, работаю с ней именно таким образом.

Когда психика человека находится еще в эпохе Рыб, то у него есть определенные очень сильные психологические привязки. Традиционное мироощущение человека эпохи Рыб можно выразить так, что Бог есть, но Он не вездесущ и не всеведущ. Он особенно активен, например, в церкви (куда я иду молиться) или в минуту сильного душевного траура (я Его позову, Он придет ко мне и поможет). А когда я осуществляю свои мелкие грешки, Он как бы далеко… Когда человек находится примерно в таком мироощущении, он разорван и у него возникают очень сильные привязки к чисто жизненным ситуациям и сюжетам, которые для него становятся почти религиозными. Это отражается и в синастрических моментах, когда чужая планета попадает мне на куспид какого-то дома или моя собственная планета, стоящая близко к куспиду, связывает два дома вместе (получается малоприятная ситуация, потому что соседние дома довольно сильно различаются, а планета их как бы связывает вместе). Когда человек начинает мыслить жизнь в терминах эволюционных программ, своего участия в них и саморазвития посредством, допустим, работы в коллективе, то эти завязки очень сильно слабеют. В частности, уходят паразитные завязки с другими людьми, когда общая кармическая программа кончена, а социально нет никакой возможности развязаться. Когда эти вещи уходят, соответственно, происходит некоторая перестройка домов, т. е. некоторые планеты попадают в другие дома. И это, кстати, очень ощущается.

— Есть мнение о существовании жестких формул по вычислению орбисов и астролог, благодаря своему опыту, может изменять эти орбисы, но не в сторону увеличения. Находит это подтверждение в вашем опыте?

— В книжке «Каббала чисел» описана водолейская квантовая схема орбисов, которая ориентирована на посвящения, т. е. на эволюционный уровень данного человека. Эта схема прекрасно работает и прямо видно, какие эффекты возникают при переходе к карте следующего посвящения. Когда у человека меняется сознание, у него перестают работать некоторые аспекты, а некоторые, более тонкие, наоборот, включаются. Если же я работаю с клиентом, который чужд всех этих идей и мыслит вполне традиционно, я обычно делаю «плацидусовскую» карту с традиционными орбисами: порядка 6 град, для планет, 8 град, для светил, 4 град, для узлов, для минорных аспектов орбис поменьше. Меня это вполне устраивает. Видимо, это мое личное свойство — я не склонен привязываться ни к какому отдельному моменту: конкретному аспекту, планете и т. д. Я всегда стараюсь увидеть интегральную картину, для меня естественно посмотреть на планету в целом: пораженная или гармоничная, сильная или слабая. Поэтому роль данного конкретного аспекта на грани орбиса для меня как бы размывается, становится серенькой. А чем точнее аспект, тем он ярче. А чем он дальше от своего точного значения, тем он менее существенен. Но у другого астролога могут быть совершенно другие представления на эту тему. Поэтому ваш вопрос — это в большой мере личное дело астролога или конкретной астрологической школы.

— Астрологические консультации и взимание платы за это. Как вы подходите к этому вопросу? На повестке дня стоит вопрос о легитимизации астрологии как профессии, и существуют различные мнения по поводу стоимости астрологических услуг.

— Отношения с финансами — это часть общей культуры и человека, и общества. Это не есть чисто астрологическая проблема. Вообще, чего стоит гуманитарный специалист? В нашем обществе он стоит пока не очень много, но перестройка и дальнейшее развитие нашего общества повышают цену гуманитарных специалистов, что связано с процессом наступления эпохи Водолея. Это меня лично очень радует. Потому что если человек стоит столько, как его Маркс описывал (как он стоит у станка и вытачивает деталь), то это, конечно, печально. Такое мировоззрение меня очень огорчало, когда я учился и получал свое высшее образование. Всякий человек имеет естественный потенциал профессионализма, за который он берет деньги (строго говоря, он берет деньги за свое время). Если человек получает высшее образование, кончает высшее учебное заведение, то он может заниматься преподаванием соответствующих дисциплин и брать соответствующие деньги. Это вопрос об уровне услуг, который, в конечном счете, решается уровнем добросовестности астролога-консультанта. С другой стороны, он решается также и клиентом: насколько ему интересно то, что дает астролог. Я считаю, что так же решается вопрос об оплате целителей. Это вопрос еще более острый, потому что считается, что Божественная сила идет через руки целителя. Божественная сила, вообще-то, одна у всех. Вопрос идет об уровне оформления этой самой силы.

Что касается больших заработков… Известно, что на западе есть очень небольшое число весьма квалифицированных астрологов (вероятнее всего, у них хороший уровень ясновидения), которые дают консультации очень высокопоставленным людям на достаточно высоком уровне и, вероятно, имеют за это большие деньги. Хорошо, когда астролог хорошо работает и клиент им доволен. А что касается людей, спекулирующих авторитетом науки… Это не стоит обсуждать.

— К вопросу о сертификации. Существуют дипломированные физики, математики, филологи. На повестке дня — дипломированный астролог. Нужно ли это и как это может быть достигнуто?

— Я имею диплом о математическом образовании, и когда я кончал мехмат, то мой научный руководитель сказал, что мой диплом не стоит ничего, что математик — это человек, который круглые сутки занимается математикой. И тогда, лет через 10-15 после окончания вуза, из него, может быть, получится математик. Мой шеф был академик, светило, и что-то, безусловно, имел в виду. Поэтому, с некоторой самой высшей точки зрения, астролог — это человек, который по призванию астролог. А диплом…

С другой стороны, есть определенные социальные институты, и любой астролог должен прослушать определенные курсы, чтобы иметь некоторый уровень и широту астрологических знаний, должен иметь определенную практику работы с дирекциями, прогрессиями и понимать, что астрология и лично он может предсказать и предвидеть, а что не может. И, конечно же, обучение в течение нескольких лет, общение с себе подобными и с квалифицированными людьми дает многое. Поэтому мне представляется неправильным выделение астрологии из общекультурного контекста с установившимися формами обучения — например в рамках ВУЗА. Есть психология, есть медицина (тоже гуманитарная наука и, в некоторых отношениях еще менее определенная, чем астрология). И естественно, что астрология — часть культуры и не нужно ее отрицать, и не нужно преувеличивать ее значение. Есть «поп-астрология», а есть серьезная астрология и у нее — круг потребителей, круг адептов. Она искусственно была выключена из культуры, поэтому возник страшный бум, как только она была разрешена. Теперь, он, слава Богу, несколько улегся. Я очень рад, что ваш журнал предназначен профессиональным астрологам, я надеюсь, что он и дальше будет представлять для них интерес. В конце концов, культура данной области и определяется такого рода изданиями. Вас будут читать, на вас будут ориентироваться, не на конкретное содержание, а именно на обшекультурный уровень.

— Не кажется ли вам, что такая страсть к общим прогнозам объясняется тем, что клиент желает получить что-то конкретное? Культура общества такова: человек готов платить деньги за то, что ему скажут, что 25-го числа он сломает ногу…

— Нужно четко различать клиентов, которые приходят с психологическими целями, и клиентов, которые приходят с прагматическими целями. Клиент низкого уровня, который приходит к психологу, фактически ничего не хочет в себе менять, он хочет, чтобы психолог полностью его оправдал, т. е. дал некую санкцию на то, что он (клиент) во всем прав, а окружающие во всем виноваты. Аналогично, когда прагматик низкого уровня приходит к астрологу, он хочет, чтобы тот совершил чудо. «Вот у меня дела не идут. Скажите мне, в какой момент мне нужно основать фирму, чтобы дела пошли блестяще». У каждого астролога есть свои способы борьбы с такого рода клиентами, например, сказать ему: «Начни завтра в 8 часов вечера. И, если ты мне заплатишь миллион долларов (а можно рублей, если долларов нет), то у тебя все пойдет отлично».

А повышение культуры клиента и общества в целом в отношении того, чего можно ждать от астролога, это большая, трудная и необходимая работа, которой мы все занимаемся.

— Вы упомянули, что сейчас меньше занимаетесь астрологией, а больше целительством. Этот уход связан с разочарованием в астрологии, с тем, что она не помогает вам решить свои внутренние задачи? Каковы взаимоотношения вашей новой деятельности с астрологией? Как вы ее используете и используете ли вообще?

— То, чем я занимаюсь, логически вытекает из моих последних работ, а именно, из «Каббалистической астрологии». Она дает связь между тонкими телами человека (одно из них — физическое). И описав некоторую общую картину, я прекрасно понимал, что она слишком абстрактна, что нужна гораздо большая конкретизация. Кроме того, у меня возникло ощущение (и сейчас оно подтверждается), что можно на уровне физического тела показать совершенно реальную связь между, например, психологией и физическим организмом человека. То, что я сейчас говорю, это общее место, и большинство современно мыслящих психологов обязательно использует телесную терапию и, наоборот, люди, занимающиеся физическим телом, прекрасно знают, что за серьезными физическими проблемами обязательно стоят проблемы психологические. Мне захотелось найти какую-то схему, теоретические предпосылки, дающие ключи к пониманию связи психологии и физического плана. В астрологии давно известно о соотношении знаков Зодиака и частей тела, планет и некоторых органов. Но то, что было справедливо и хорошо работало раньше, вероятно, в связи с изменением общей энергетики общества, теперь работает по-другому. И хочется это понять.

— А в практическом смысле вы используете гороскопы тех людей, с которыми работаете?

— Когда мне приходится работать с человеком близко, я обязательно делаю ему гороскоп и смотрю синастрию с собой, но просто для того, чтобы не делать грубых ошибок. Когда приходит совершенно новый человек и с ним надо довольно быстро построить отношения, то, если он не возражает, я и ему что-то рассказываю по его карте (самые основные вещи) и сам смотрю ее для себя и для взаимоотношений.

— Какую роль в вашей жизни сыграл Радъяр, 100-летие которого будет отмечаться в марте? Ваше отношение к нему и к тому, что он сделала?

— Вообще он один из наиболее популярных астрологических авторов. Он пытался писать достаточно серьезно, с должной философской и психологической глубиной. Мне представляется, что это, в каком-то смысле, венец астрологии в духе эпохи Рыб. А после этого пошло уже включение Водолея. У него в очень большой степени нептунианская астрология, если говорить про основной стиль сочинений. Они резонируют, в первую очередь, с подсознанием астролога и архетипы, которыми он пользуется, выражены не слишком отчетливо. В этом я вижу его несовременность. Современные представления опираются на достаточно отчетливые архетипы. А вообще он, конечно же, внес очень большой вклад в астрологическое движение, в европейское, по крайней мере. За это мы должны ему быть глубоко благодарны.

Поделиться: