Как вести себя с коллегой-«нарциссом»?
Уже при первом знакомстве он не преминет поведать о том, что тут никто и мизинца его не стоит… А также при каждом удобном случае будет рассказывать о своих достижениях. Такие «нарциссы» обычно манипулируют окружающими, заставляя подстраиваться под себя, а порой откровенно подставляют. Как же быть, если «нарцисс» оказался вашим сослуживцем?
По словам психолога-консультанта Ильи Шабшина, «нарцисса» не нужно вычислять — он и без того одна из самых заметных фигур в коллективе: к примеру, на групповых фотографиях всегда располагается в центре или в первом ряду, приняв «профессиональную» позу. Быть в центре внимания — его основная задача.
Поступающим на работу новичкам такой сотрудник будет рассказывать о том, что здесь главное лицо — это он: он тянет на себе всю работу, и именно он знает, как выполнять ее наилучшим образом, а другие ему и в подметки не годятся. «Нарцисс» также любит рассказывать о том, каких успехов добился в прошлом — скажем, окончил школу с золотой медалью, вуз с красным дипломом, защитил диссертацию, зарабатывал кучу денег… Абсолютно непонятно, что он тогда здесь делает на своей весьма скромной должности.
Секрет в том, что на самом деле «нарцисс» ничего не представляет собой как специалист, а его рассказы — не что иное как пустое хвастовство.
«Такой человек хочет стать лучше в глазах других, но не с помощью длительного и кропотливого труда самосовершенствования, а путем втаптывания других в грязь, — говорит психолог Хельга Поливанова.
— Он стремится быть в центре внимания и не брезгует никакими способами, включая интриги, манипуляцию, слухи и так далее».
«Нарцисс многим неприятен: его эгоцентризм зашкаливает, свои интересы он ставит выше интересов других людей, а порой — и интересов коллектива в целом, свои заслуги преувеличивает, к коллегам, как правило, невнимателен и бесцеремонен, способен на манипуляции и подтасовку фактов», — считает Илья Шабшин.
Как же быть, если вы столкнулись с «нарциссом»? Как правило, такого рода люди ищут в коллективе «жертву», за счет которой смогут безнаказанно самоутверждаться. Они могут подтрунивать над ней, указывать на «недостатки в работе», а иногда и спровоцировать настоящую коллективную травлю несчастного коллеги, так как благодаря этому вырастают в собственных глазах. Порой травля даже может не касаться непосредственно работы. Скажем, дама-«нарцисс» может подкалывать сослуживицу-«жертву» замечаниями вроде: «Ах, что на тебе за платье, я такое носила лет 15 назад…»
Если вы укажете «звезде» на ее место, это чревато конфликтными ситуациями и интригами, направленными против вас. Если же станете игнорировать такого человека, он все равно найдет способ привлечь ваше внимание. Не стоит и дружить с «нарциссом». «Подпустив такого человека к себе, вы легко можете стать его жертвой», — считает Хельга Поливанова. По мнению психологов, оптимальный вариант поведения — придерживаться вежливой дистанции.
Можно также попытаться удовлетворить потребности «нарцисса». Ведь в первую очередь он испытывает дефицит внимания и признания. Так пусть он получит то, что хочет, только не задевая при этом чьих-то интересов! Так, одна начальница, которую «достали» выходки подчиненной-«нарцисса», придумала для нее отдельную должность, отдала распоряжение напечатать для этой женщины красивые визитки и вручила их ей на общем собрании. После этого сотрудница стала работать куда продуктивнее, да и с коллегами общаться более доброжелательно.
Кстати, доброжелательность может стать одним из методов «перевоспитания» подобных личностей. Попробуйте увидеть в «нарциссе» просто закомплексованного человека, внутри которого скрывается маленький мальчик или девочка, мечтающие о повышенном внимании, советуют специалисты. Попробуйте сквозь пальцы посмотреть на выпендреж «нарцисса» и отыскать в нем какие-то позитивные стороны — ведь они наверняка есть.
Можно использовать метод «пряника». Скажем, похвалить работу «нарцисса», мягко попросив исправить недочеты. Если вы поручаете ему какое-то дело, обязательно подчеркните все выгоды, которые он получит, им занимаясь — премию, публичную благодарность и прочее. Все это должно иметь для «нарцисса» большое значение.
Эффективным может оказаться и метод «кнута». «Нужно твердо сказать, что именно вас не устраивает в поведении коллеги, к каким негативным последствиям это может привести и какие выгоды он получит, если хотя бы чуть-чуть поменяет поведение», — рекомендует Хельга Поливанова.
Между тем, «нарциссы» могут приносить огромную пользу, если использовать их «нарциссические» черты. Например, можно поручать им деловые переговоры, публичные выступления, рекламные кампании по продвижению товаров и услуг. Если «нарцисс» увидит возможность «отличиться» и показать себя, результат превзойдет все ожидания.