delovye obedy

Будь то встреча с руководством или неуступчивым клиентом — случается так, что деловое общение проходит не в стенах офиса, а в ресторане. Бизнес-обеды — важная составляющая профессиональных отношений, однако ее тонкости часто упускаются из виду. Не хотите сесть в лужу и прослыть невеждой? Вот несколько рекомендаций касательно обеденного этикета.

Главное правило — никогда не отвечать отказом на приглашение своего босса или коллектива: это прекрасная возможность пообщаться с своими сослуживцами в неформальной обстановке. Да и любимых клиентов чаще зазывают в рестораны, чем в кабинеты, а уж сделки на самом высоком уровне и подавно заключаются в основном за обеденным, а не переговорным столом.

Рашна Шарма, консультант по имиджу, советует обязательно иметь в своем гардеробе платье для таких случаев. Если «тема» обеда — не только подписание бумаг, то не стесняйтесь немного отойти от строгого офисного дресс-кода. В то же время убедитесь, что наряд соответствует обстановке: избегайте слишком ярких цветов, откровенных фасонов или совсем неформальных стилей. И еще один нюанс: постарайтесь не перещеголять своего босса. Не стоит облачаться в свой самый дорогой дизайнерский костюм, если ваш руководитель — человек, любящий в одежде скромность.


Заказ

Безопаснее всего будет заказать то же, что и ваш начальник или же клиент. От экстравагантных и чересчур экзотических блюд лучше отказаться, если только вам их не порекомендует шеф. Потерявшись в меню, лучше спросить совета у официанта. Тем, кто заранее знает, где состоится обед, можно заблаговременно прошерстить меню заведения (благо, у большинства ресторанов есть свои сайты, где, помимо прочего, выложено меню). «Многие совершают ошибку, заказывая слишком маленькую порцию из стеснения. Посмотрите на то, сколько заказывают ваши сотрапезники, и берите пример с них», — советует Шарма. И последнее — лучше отказаться от блюд, поедание которых будет сопровождаться возней в тарелке (типа неочищенных креветок или моллюсков в раковинах), шумом (чрезмерным хрустом, например) и пачкотней (если вы закажете что-либо слишком сочное, сок при надкусывании может пульнуть в сторону).

Несмотря на то что к выбору блюд надо подходить ответственно, помните, что основное внимание вы должны уделять общению, а не еде. Поэтому важно подумать о том, что вы едите, с точки зрения окружающих. Скажем, если компания подобралась сплошь вегетарианская, не стоит брать огромный стейк с кровью. А заказывать алкоголь можно лишь в том случае, если его заказал кто-нибудь еще, помимо вас.


Беседа

Разговор не должен быть оторван от реальности. То есть, если вы обедаете с боссом, вы явно будете говорить о работе — так попытайтесь узнать о своем начальнике что-то, чего вы не знали раньше. Тон может быть не таким официальным, как на работе, но и не слишком фамильярным. Внимательнее слушайте, задавайте интересующие вас вопросы и делайте пометки, если это необходимо. Разбавлять деловой разговор можно нейтральными темами. «Мои любимые темы для обсуждения — спорт, кино, музыка, путешествия и семейные дела. Если это не помогает, обсуждаем погоду и пробки. С этим невозможно ошибиться», — рекомендует бренд-менеджер Нираж Панчоли.

От спорных областей лучше держаться подальше. Список табуированных тем возглавляют политика и религия. Если же разговор неумолимо на них сворачивает, придумайте что-нибудь, чтобы не вступать в дискуссию: отлучитесь в туалет или к бару, например, или просто кивайте и улыбайтесь в ответ на реплики собеседников вне зависимости от того, согласны вы с ним или нет. Никогда не критикуйте ресторан и блюда, особенно если пригласили не вы, а вас.


Манеры

Основных правил застольного этикета немного, и запомнить их просто. Заказ первым делает гость или тот, кто занимает более высокую должность. Матерчатую салфетку ни в коем случае нельзя затыкать за воротник — ее кладут на колени. Локти не должны лежать на столе, а говорить можно лишь тогда, когда вы все прожуете. Если вам нужно отойти, обязательно извинитесь. Телефон лучше заранее перевести в беззвучный режим, не выкладывать его на стол и уж тем более не строчить SMS во время обеда, говорит эксперт по этикету Садхана Мулчандани.

Приборы должны лежать по бокам тарелки рабочими поверхностями к ней. Вилка или ложка, положенная горизонтально, предназначена для десерта, и браться за нее нужно не раньше, чем вы пустите в дело десертную тарелку. Прежде чем приступить к еде, подождите, пока блюда не принесут всем собравшимся. Выберите правильный темп, чтобы не покончить со своим блюдом уже через пять минут, но и не заставлять других ждать, пока вы домучаете последний кусок.

Если вы вдруг устроили небольшую аварию: пролили что-нибудь на стол или разбили тарелку, — не паникуйте. Такое случается и с лучшими из нас. Сохраняйте спокойствие, извинитесь и выйдите из-за стола. Позовите официанта и попросите его уладить неловкую ситуацию — профессионал разберется лучше вас.


Счет

Вопрос «Кто платит?» является самым щекотливым. Общее правило здесь таково: чье положение выше, тот и рассчитывается с официантом. Если мероприятие планировал не ваш босс, то счет оплачивает тот, кто все это затеял. После обеда не забудьте поблагодарить принимающую сторону. Старого доброго «спасибо» будет вполне достаточно. Если обед вам ну очень понравился, не возбраняется черкнуть пару строк в электронном письме.

Поделиться: